Домой / Статьи / Как снять мерки для сайта. Этапы разработки корпоративных сайтов

Как снять мерки для сайта. Этапы разработки корпоративных сайтов

Доля корпоративных сайтов составляет около 30% от общего числа белорусских веб-ресурсов. И каждую неделю еще 5-10 предприятий создают свои представительства в Сети. Но всем ли компаниям действительно нужен сайт? Как определить, готово ли предприятие к работе в мировой сети? Наша беседа с Максимом ВОРОНКОВЫМ, генеральным директором компании Red Graphic Systems, посвящена секретам самых первых этапов разработки корпоративных сайтов.

С чего начинается работа?

С вопросов клиенту. С добывания той информации, которая необходима, чтобы создать именно такой сайт, какой нужен заказчику. Большинство профессиональных студий и компаний подготавливают анкеты для своих клиентов. Разработчики «расшифровывают» ответы и предлагают соответствующее решение — каким образом компания может использовать информационные технологии в контексте создания сайта. И здесь основная сложность не только в корректности вопросов, но и в правильности выводов.

Но зачем задавать вопросы, если сам заказчик точно знает, чего хочет?

Хотелось бы ответить, что незачем. Однако по своему опыту мы знаем, что важны моменты, которые не лежат на поверхности. Часто ясны желания клиента. Но их воплощение может быть бессмысленной тратой денег и времени заказчика. В первую очередь необходимо выяснить, насколько применим собственный Интернет-ресурс в работе заказчика. Необходимость сайта — довольно объективный фактор. Она определяется масштабом компании, сферой и географией ее деятельности, количеством клиентов.

А как же возможности организации? Ведь фирма должна иметь в штате сотрудников для поддержки корпоративного сайта.

А это уже субъективный фактор для компании — готовность к использованию информационных технологий (IT). Чем выше уровень применения IT, тем легче будет внедрить сайт. Здесь множество вопросов: готов ли персонал, работающий с клиентами и поставщиками к работе в Интернете? Есть ли внутренняя компьютерная сеть? Есть ли постоянный доступ в Сеть? К примеру, важно выяснить, пользуются ли топ-менеджеры Интернетом. Это напрямую говорит об отношении руководства к будущему веб-проекту. При низкой готовности организации и даже очень высокой необходимости в сайте разработка не сможет принести хорошего результата.

Хорошо, компьютеры поставили, сеть провели, к Интернету подключились. Теперь уровень готовности высокий?

Это зависит не только от технического обеспечения. Есть еще много вопросов к корпоративным стандартам, представительским материалам, системе визуальной идентификации компании. Например, если нет всех атрибутов фирменного стиля, то часто лучше заняться сначала их разработкой, а уж потом собственно сайтом.

По итогам анализа просто принимается решение, делать или не делать сайт?

Не совсем так. Если необходимо, предлагается вариант внедрения информационных технологий. Например, требуется установить, как минимум, 3 компьютера такой-то комплектации, объединить в сеть, купить такой-то доступ в Интернет, подготовить 6 человек персонала. А после этого можно уже думать об эффективной работе в Сети.

Но ведь успех сайта зависит не только от организации, но и от посетителей. Какой смысл делать сайт, который нужен организации, но не нужен пользователям Интернета?

У каждого разработчика есть свои методы, как сделать сайт интересным для посетителей. Мы, к примеру, анализируем не только предприятие, но и его окружение. Выясняем, с кем постоянно контактирует организация (покупатели, дилеры, партнеры, СМИ); кто будет посещать сайт; какой посетитель наиболее интересен организации; готовы ли эти люди работать в Интернете. К примеру, на сайте можно создать дилерский раздел, а после запуска окажется, что у дилеров просто нет Интернета и они не смогут пользоваться разработанным сервисом. Это и будет та ошибка, которой нельзя избежать без анализа. Представляете, во сколько она обойдется крупной организации? И веб-разработчик тут, в общем-то, ни при чем: он свою работу выполнил, сервис разработал и внедрил.

После того как вырисовывается схема внешних коммуникаций организации, анализируется сама информация, передаваемая и получаемая предприятием. Нам важно выяснить объем, важность, периодичность сообщений. Сколько информации передается, кто с ней должен работать в самой компании, можно ли облегчить ее обработку? К примеру, если постоянно требуется поиск сотрудников через Интернет, то может быть разработана стандартная форма резюме, которая после заполнения автоматически будет поступать в базу данных. По такому же алгоритму автоматизируется много другой рутинной работы.

Но то, что вы рассказываете, не совсем похоже на привычный процесс веб-разработок.

По сути, это уровень IT-консалтинга. Естественно, подобные методики интересны прежде всего для крупных организаций. Ведь ошибки в разработке могут стоить в десятки раз больше, чем такое исследование. Но даже небольшим компаниям подобный анализ деятельности необходим (пускай в меньшем объеме) для определения задач и возможностей сайта.

Нашу собственную методику мы называем Opan (object & process analysis). С ее помощью выясняем, во-первых, необходимость в сайте; во-вторых, готовность компании к работе с сайтом; в третьих, каково внешнее окружение компании, группы людей, с которыми она контактирует; и, наконец, анализируем коммуникации предприятия с внешним окружением. По сути, это технология, позволяющая в дальнейшем организовывать бизнес-процессы компании на новом уровне с применением информационных технологий. То есть создавать не просто рекламную страницу в Сети, а функциональный механизм, работающий на решение задач компании.

Для того чтобы сшить костюм, который будет идеально подходить человеку, мало иметь красивую ткань и швейную машинку — нужно уметь снять мерки, сделать выкройку и сшить. В случае с информационными технологиями все еще сложнее.


Максим ВОРОНКОВ, генеральный директор Red Graphic Systems — одной из ведущих компаний, занимающихся веб-разработками в Беларуси.

22.05.2002 автор: Артем Герасимович, газета «Белорусский рынок»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *